Высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки отрицательно влияет на конкурентоспособность национальных производителей и наносит ущерб экономике Украины. Такое мнение высказал народный депутат Сергей Магера. Об этом пишет ИА «МинПром».
Он обратил внимание на то, что на сегодняшний день грузоотправители Украины вынужденно платят грузовые тарифы ($/т-км) намного выше, чем у железных дорог – конкурентов (РЖД в РФ, КТЖ в Казахстане), что позволяет АО «Укрзализныця» получать операционную прибыль от грузовых перевозок на достаточно высоком уровне в 20–27% (в среднем по 2016–2019 гг.), что намного выше, чем у железных дорог ЕС (в 2–3 раза по сравнению с Польшей, в 15 раз и более – с Германией).
Это в том числе подтверждает официальная отчетность АО «Укрзализныця» за 2019 год. Так, прибыль до налогообложения УЗ в 2019-м составила 4,9 млрд грн, при этом операционный результат грузовых перевозок – 19,5 млрд грн (и это с тем, что повышение тарифов на 14,2% имело место не с 1.01.2019 г., а с 31.03.2019 г.). В то же время ущерб от пассажирских перевозок составил 12,8 млрд грн, то есть 66% доходов от грузовых перевозок были направлены на покрытие убытков от пассажирских перевозок.
«Отдельно стоит отметить уплату налога на землю под путями (около 4,2 млрд грн), чего нет ни в одной стране Европы. При этом, если к цифре в 19,5 млрд прибыли от грузовых перевозок добавить все потери от коррупционных схем и общей неэффективности УЗ, о которых сообщается в СМИ, станет ясно, что грузоотправители Украины вынужденно платят грузовые тарифы, которые уже более чем на 20% превышают экономически обоснованный уровень», – подчеркнул народный депутат.
С. Магера выразил уверенность, что увеличение грузовых тарифов вредит в первую очередь самой «Укрзализныце». Так, в течение 2015–2019 гг. государственно регулируемые тарифы индексировались трижды: в 2016 г. +15%, в 2017 г. +15%, в 2019 г. +14,2%. При этом наблюдается стабильное сокращение грузооборота УЗ. В то же время альтернативные виды транспорта (авто, речные перевозки) увеличивают свою долю на рынке.
«Сверхвысокие тарифы на грузовые перевозки при невысоком уровне сервиса приводят лишь к сокращению объемов перевозок. Так, с 2015 по 2019 год грузооборот на железной дороге снизился на 10,6%, достигнув уровня 312,9 млн т, при этом доля автомобильных перевозок увеличилась с 22,6% в 2015 году до 43,8% в 2019-м, достигнув уровня 244,2 млн т», – подчеркнул он.
«Такой чрезмерно высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки отрицательно влияет на конкурентоспособность национальных производителей и наносит ущерб экономике Украины. С учетом того, что ущерб металлургических предприятий в 2019 году составил 31 млрд грн, существует острая необходимость рассмотреть вопрос снижения железнодорожных тарифов в ближайшее время», – резюмировал С. Магера.